Собака Павлова

Не могу пройти мимо! Механизмы повышения мотивации сотрудников в некоторых российских телекоммуникационных компаниях мне кажутся… "как-то не очень". Вот, например, некая компания всем пообещала премию по результатам работы за год, но потом якобы не вышла на некие ожидаемые показатели по продажам, не достигла своих стратегических целей.

Словом, прибыль какая-то не та. Она есть, но не та, которую хотелось бы. В результате все сотрудники получают не совсем то, что ожидали в качестве материального вознаграждения. Премия есть, но маленькая. Или индексация есть, но заведомо ниже инфляции. Какой урок из этого должна была извлечь рядовая сотрудница call-центра, работающая сменами? Электрик? Водитель? Сотрудник склада, инженер? Метнуться кабанчиком после смены и раскроить физиономию первому попавшемуся коммерсанту?

Теперь попробуем управлять зоопарком так же. Представьте себе, что Вы — енот. Или слон, или жираф, или тритон, удав, не важно кто. И находитесь не на воле, где Вы сами себе добываете пропитание охотой и собирательством, а в зоопарке. Вас кормят. И Вы полагаете, что это вознаграждение за то, что Вы сидите в клетке. Каждый может http://u.to/LKNQ заниматься своим делом и в клетке: енот может полоскать, волк — рыскать, жираф занятно наклонять шею, питон может спать обернувшись вокруг ветки, а тритон — плавать. И тут директор зоопарка с сожалением сообщает всем зверям, земноводным, птицам, членистоногим и рыбам, что в прошлом сезоне кассирша продала не то количество билетов. Просто не то. Сколько точно — неизвестно, но точно известно, что не столько, сколько придумал продать директор. И всем вам, пумам, ламам, овцам, лисам, кроликам, мангустам и скорпионам теперь урежут паек. У кого было трехразовое питание — тому двухразовое. А кто ел раз в месяц — будет питаться раз в квартал. Потому что людям, посетителям, вы все не так интересны, как рассчитало мудрое руководство. И пора бы вам, звери, как-то пошевелить своими лапами, щупальцами, хоботами, чтобы заинтересовать потенциального посетителя. Директор считает, что школьница Маша, которая до смерти боится волка, могла бы чаще наведываться в ваш зоопарк. А пугливый первоклассник Петя, испытывающий панический ужас при виде любого насекомого, мог бы полюбить, например, богомола. Но тупые звери ничего не желают понимать. Слон так же, только дольше, пережевывает траву. Верблюд продолжает плеваться, а барсук, дрянь такая, в строгом соответствии с распорядком и несмотря на голод, продолжает спать в дневное время.

Забавно, да? А теперь представьте себе, что таких зоопарков в этом городе три. Они абсолютно одинаковые, только клетки покрашены в разные цвета. И помимо всего прочего директор нашего зоопарка хочет, чтобы козы, олени, тарантулы и попугаи его зоопарка были лучшими козами, оленями, тарантулами и попугаями среди всех абсолютно таких же коз, оленей, тарантулов и попугаев двух других зоопарков. В чем заключается это "лучше"? Зверям не понятно, им не объясняют, директор и сам не знает: ведь для директора критерий только один — продажа билетов на вход… И представляю я себе собаку Павлова, недоумевающую в клетке перед лампой… Стоит она голодная и гадает, на какую кнопку ей надо нажать и сколько раз, чтобы тот дебил в белом халате принес в два раза больше еды?